Детский режим дня. Нужен ли?

Воспитание /
Детский режим дня. Нужен ли?

Детский режим дня. О, как много споров вызывает это простое словосочетание. Каждый понимает его по-своему. Попробуем проанализировать различные взгляды на режим дня и его отсутствие.

Современные сторонники свободного стиля воспитания утверждают, что режим — это пережиток прошлого, что человек должен спать, когда устал и есть, когда проголодался, а не тогда, когда положено по расписанию. Что организм ребенка сам чувствует свои потребности, что он мудрее всех взрослых и самое главное — не мешать этой хрупкой совершенной системе саморегулироваться. Что здоровая свободная личность вырастает из ребенка, который чутко осознавал, что требуется его телу и душе и уважал эти сигналы. А человек, внимательный к себе, сможет быть внимателен и к окружающим.

Другой подход — это строгий режим дня, знакомый нам всем по садикам и пионерским лагерям. Это достаточно жесткое расписание, где для каждого действия есть строго определенное время. Сторонники его утверждают, что четкое расписание дисциплинирует ребенка (и взрослого :) ). Организм приучается быть активным в одно время, отдыхать — в другое, а переваривать пищу — в третье. Все четко и ясно, кто не успел, тот опоздал :)

Между этими двумя полюсами есть еще один вид режима — привязка не ко времени, а к последовательности действий. То есть, если у вас подъем, умывание, завтрак, занятия, прогулка, то, во сколько бы ребенок не встал, порядок будет именно такой. Вы не будете пропускать что-либо из соображений успеть к обеду вовремя.

Что же правильнее?

Обратимся к природе. В живой природе все ритмично, и задает этот ритм Солнце. Если можно так выразиться, оно управляет всем на нашей планете. День сменяет ночь, зиму — лето. На рассвете поют птички, после заката они засыпают. Примеры ритма вокруг нас. Все совершается в строго определенное время. Весной деревья цветут, летом зреют плоды, осенью листья осыпаются и зимой они засыпают, для того, чтобы снова проснуться весной. Все деревья поступают так, потому что так целесообразно (как и все в природе). Летом медведь отъедается, а зимой засыпает в берлоге.

Что бывает, если дерево зацветает не вовремя? Даст ли оно плоды? Что будет с медведем, который решит проснуться посреди снежной зимы?

Самое замечательное, что сбои в ритмах в дикой природе случаются редко, и, зачастую, под влиянием деятельности человека.

Если нам кажется, что мы выше природы, то давайте посмотрим на себя. Ритмично сокращается сердце. Ритмично совершаем мы дыхательные движения. Наша жизнь, как жизнь любого другого живого существа, подчинена неумолимому круговороту рождения, детства, молодости, зрелости, старости и смерти… Таков наш жизненный режим, если можно так выразиться.

Процессы, проходящие в нашем организме, тоже чередуются. Активность — отдых. Возбуждение — торможение. Вдох — выдох. Без одного не будет второго, все дуально. Чем глубже был вдох, тем дольше будет выдох. Сильнее напряжение — глубже должно быть расслабление. Чередование противоположных процессов — необходимое условие нормальной жизнедеятельности.

Таким образом, мы выяснили, что человек тоже подчинен ритму, что у него должен быть правильный режим отдыха и активности.

Ребенок — существо особенное. Это не маленький неготовый взрослый, это совершенное создание со своими задачами и потребностями. Он — как иностранец, который приехал к вам и все ему непонятно и чуждо. Ваша задача — не шокировать его сразу всем, а мягко познакомить, показать. И потому вы сначала попытаетесь воссоздать обстановку как в его родной стране, чтоб ему было не так страшно и дискомфортно.

Поэтому в первые три месяца после рождения малыша так важно носить на ручках и в слинге, спать с ним рядом, кормить грудью по первому писку. Ему хорошо там, где темно, тепло и тесно. Он ест и спит много и хаотично. Наверняка вам известно, что во сне мозг не отдыхает, а перерабатывает и усваивает информацию, полученную во время бодрствования. У малышей же этот процесс во много раз интенсивнее! Поэтому им крайне важно достаточно спать.

Детский режим дня. Нужен ли?

После трех месяцев можно заметить, что сны малыша стали повторяться через определенные промежутки. В одно время дня он обычно активен, в другое — спокоен. Чем старше ребенок, тем четче будет заметен этот ритм. Его режим. Мама замечает, что малыш капризничает, и укладывает его спать. Ведь сам он ни поесть, ни заснуть еще не может. Что поделать — иностранец. За правильное чередование отвечает местный житель — мама.

Ребеночек потихоньку начинает осознавать, что вокруг большой и незнакомый мир. А в его стране (в животике у мамы) было все более-менее стабильно. И он нуждается в этой стабильности. Стабильность — это надежно, безопасно. Это когда ясно, чего ожидать от жизни. Если вам сказать, что возможно вечером к вам приедет инспекция, проверять жилищные условия ребенка, сможете ли вы спокойно проводить время? Наверняка постараетесь выяснить, точно приедут или нет, а до того будете нервничать, все будет валиться из рук — ведь неопределенность пугает даже нас, взрослых. Что уж говорить о детях?

Малышу важно знать, что будет в будущем. Что, когда он проснется, его поведут умываться, потом кушать, потом чуть поиграют с мамой и пойдут гулять. Постоянство и правильное чередование режимных моментов — это основа основ. Детки — это открытая система, они впитывают в себя окружающий мир полностью, и душой, и умом, и телом. И здоровый ритм дня не только дает им уверенность и спокойствие, а и настраивает внутренние органы на нужный лад.

Как показывает практика и опыт многих мам, большинство поведенческих проблем лечатся простым выстраиванием правильного режима сна и бодрствования. Достаточно отдыхать — это главная потребность растущего организма. А как часто подросшие детки отказываются ложиться в кроватку! Глазки слипаются, а он все вертится — ведь не потому, что не устал, просто ему сложно успокоиться. У малышей очень высокая познавательная активность, и процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Чтобы помочь им заснуть, нужно приучить их нервную систему постепенно успокаиваться, с помощью повторяющихся действий. Называются они ритуалами, но это тема отдельной статьи. Ясно одно, что отход ко сну — это вне зоны ответственности ребенка.

С питанием тоже все неоднозначно. Безусловно, есть, не испытывая чувства голода — неестественно. Однако ребенок не может сам пойти на кухню и вовремя приготовить себе суп из брокколи. Мама определяет время трапезы и её состав, а малыш может в рамках этого проявить свободу выбора — съесть столько, сколько он хочет и только то, что ему по душе из предложенного. И если, как в нашем примере, малыш проснулся и умылся, он уже готов, хочет и будет есть.

Получается, что лишь в руках мамы (или другого заботящегося взрослого) правильность соблюдения режима. А потому наиболее природным я считаю подход, когда мама мудро и вдумчиво, с учетом особенностей темперамента своего ребенка и условий жизни, составляет детский режим дня. В таком случае она сможет гармонично развивать его во всех направлениях, грамотно и мягко направляя активность малыша и не допуская излишней усталости и переутомления.

Если у вас возникли еще вопросы по теме, задавайте их в комментариях к статье.

С любовью, Ольга Свистунова
Понравился пост? Поделись с друзьями:

12 комментариев

tatyankagolovko
даа, я пробовала обе крайности — с ума сойти можно. А ритм — то, что нужно. Причем не только ритм дня, но и ритм недели, месяца, года. Так что жирный +1, Оля!
kiteno4ek
Спасибо за Ваш опыт, Татьяна! Да-да, режимом дня необходимость ритма не ограничивается. Это тоже очень важная тема
ulka86
у меня оба ребенка-совы, то есть ни о каком подъеме в 8 утра, и отходе ко сну в 9 вечера и речи быть не может. И меня бабушки гнобят, мол, должен быть режим-как в саду, все по часам. Блин, ну дети ж не роботы. В общем, приходится всем врать, что у нас РЕЖИМ
kiteno4ek
Это не дети-совы, а родители))) Ребенок не может организовать себе укладывание, ему необходимы успокаивающие ритуалы перед сном и соответствующая атмосфера. Мой старший тоже ложился с нами, с11 до 2х примерно и спал до 11-12 дня. И только с рождением дочки я углубилась в тему режимов и ритмов. Люди так же подчинены общему ритму, как и все живое в природе а дети в особенности к этому чувствительны.

Особенность в том, что силы и отдых нам дает не просто сам сон, а сон в нужное время. Если спать с 10 до 5, то встанешь бодрым и полным сил, а если те же 7 часов проспать с 3 до 10, все равно будешь уставшей и вялой. Всему свое время.

С налаживанием режима и ритма мой чувствительный ребенок стал на порядок спокойнее и уравновешеннее, а истерики случаются именно в те дни, когда ритм нарушается.
JuliaD
Оля, мы тоже прошли безрежимеье :) Режим как-то здоровее и конечно он «в головах у родителе». Сейчас у нас ситуация намного лучше. Ложимся мы вовремя. Но это — без дневного сна…
kiteno4ek
Вовремя спать — это замечательно! а там, глядишь, и дневной сон подключится, все-таки до 7ми лет он очень важен для здорового развития…
red
Спасибо за статью! Все понятно написано, еще бы рекомендации как наладить режим))) Если, например, у мамы никакого режима никогда не было и мама сама не знает, как это жить по режиму, как быть? И насчет дневного сна. Вот я вижу, что мой старший вечером часиков в 5-7, сонный, и поспал бы (иногда и засыпает у мультиков). Но уложить его днем для меня сейчас нереально, уже где-то месяц не спим днем (а старшему 3 года). Еще есть у нас шансы на дневной сон?
kiteno4ek
Ребенку в 3 года очень, очень нужен дневной сон, особенно в ситуации, когда еще есть и маленький малыш. Просмотр мультиков лишь усугубляет ситуацию, т.к. перевозбуждает нервную систему. Важно маме волевым усилием составить распорядок дня и в течении месяца героически его придерживаться, всеми силами буквально. После 30 дней привычка закрепится и режим станет органической частью вашей жизни.
kiteno4ek
Наладить дневной сон поможет простой алгоритм:
1) определяем комфортное время бодрствования. Для трехлетки это в среднем 5 часов. Т.е. если малыш встает в 8, заснуть ему желательно в 13.00
2) гуляем — на свежем воздухе, в идеале часа полтора-два, активно проводим время — бегаем, прыгаем, лазаем или много ходим пешком. Например, с 10 до 11.30
3) едим. В нашем примере обед должен начаться около 12.
4) ритуал. Это может быть массажик, сказка или книжка. Главное, чтобы ребенок находился в покое. Закончить ритуал нужно в 12.30 — 12.45
5) отход ко сну. Первое время старайся удерживать малыша лежа. Можно шептать на ушко, гладить по спинке, просто прилечь рядом или пообещать что-то приятное после просыпания.
6) Важно!!! никаких мультиков перед сном)))

Сразу, конечно же, не сработает, налаживание дневного сна требует времени. Но будьте последовательны и целеустремленны, и победа будет за вами!!))
red
Спасибо за советы! Буду стараться, хоть и сложно мне составить режим дня. НО эта статья — уже толчок для меня))
ulka86
эхх… клево, конечно)) но когда в семье есть младший-он задает тон)) А мы уже подстраиваемся, как можем. В общем, режим вводить буду, когда у младшего появится что-то похожее на это слово, а не хаотичное еда-гуляние-сон.
Mariya_Reznikova2014
Здравствуйте! Очень интересная и познавательная статья! Моей малышке 3 месяца и у нас с режимом хоть каким-нибудь просто беда… Всё заканчивается утром, не успев начаться: проснулись, поели (мы на ГВ), поиграли с ручками и игрушками, умылись… И на этом всё! Начинаются, либо капризы из-за желания быть на руках «столбиком», причём это состояние ей тоже быстро надоедает… Либо 3-5 часовые лежания-сосания на груди у меня… Я уже обустроила себе место в зале, стол рядом с книгой, зарядником для телефона и водой… Сосёт, спит, сосёт, плачет, сосет, спит — итак пока не насытится мной… Тут и по дому ничего не успеваешь толком, перебежками только, муж питается пельменями часто, и на себя времени нет, если перекладываешь в кровать начинаются вопли… В слинге она не лежит тоже… Из-за частого поедания груди — срыгивает много… Это какой-то замкнутый круг… Ни какого режима, последовательности и того же самого желения отучить от ОПов в помине нет… Не могу понять, что я делаю не так(((
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.