Как обучать малыша ЛЕГКО, ВЕСЕЛО и ПРОСТО. Сказки.

Развитие /
Как обучать малыша ЛЕГКО, ВЕСЕЛО и ПРОСТО. Сказки.

Поделюсь с вами своим мастер-классом, который я проводила на Втором Международном Фестивале Раннего Развития Ребенка «После трех уже поздно» 1-2 ноября 2014г. Сказки будут отдельными постами! Следите за публикациями :)

Сейчас я помогу вам войти в мир сказки. Сказка волшебна, с ее помощью случаются чудеса. Самые непоседливые детки становятся внимательными, заядлые «нехочухи» с радостью выполняют задания, жующие пластилин начинают из него лепить и все, все без исключения просят: «Еще сказку!!». Сказочные занятия — наиболее простой и веселый способ дать малышу знания об окружающем мире, обучить его считать и читать. Ни один другой метод не принесет Вам и Вашим деткам столько пользы и удовольствия!

Мышление детей до 7ми лет — наглядно-образное. Им тяжело даются абстрактные понятия. Они стремятся познать мир всеми органами чувств. Этот период детства сенсорно-моторный, а значит, малышам важно не только и не столько смотреть и слушать, а и проживать через движение, пропускать через свое тело всю информацию.

Нам так хочется, чтобы ребенок знал и умел как можно больше! Но какчасто мы сталкиваемся с детским «Не хочу!». Как часто на предложение «Давай полепим!» мы слышим в ответ: «Давай! А слепи мне..». Как часто ребенок отворачивается от карточек со словами и цифрами. Безусловно, есть малыши, которые занимаются с удовольствием, но есть и те, которых очень трудно убедить слушать и выполнять задания. И как раз для таких метод сказочных занятий — просто находка!

От обычного, даже игрового, занятия, сказочное отличается тем, что малыш увлекается сюжетом все дальше, ему интересно узнать, что же произошло в истории и чем все закончилось. Ребенок не занимается, он играет, а играть любят все дети!

Детки живут в мире эмоций и чувств. Память ребенка избирательна, она лучше хранит эмоционально окрашенные воспоминания. Сказка всегда вызывает у детей бурю эмоций, и потому знания, которые мы хотим дать, закрепляются лучше. То, что ребенок узнал из сказки, он будет помнить всегда!

Дети не терпят принуждения, на давление отвечают жестким отказом заниматься. Есть и такие, которые убегают, только завидев книжку в руках у мамы! Но мнене попадался еще ребенок, который бы отказался слушать и участвовать в сказке. В сказки они готовы играть всегда!

С помощью сказки малыши учатся исподволь, не замечая этого, легко и весело. В сказке просто научить ребенка читать, считать, дать энциклопедические знания, развить фантазию и образное мышление, логику и математические способности, творческие навыки и, конечно же, богатую речь.

Как же создать развивающую сказку?

Я дам простой алгоритм, с помощью которого любое занятие легко превратить в сказочное.

1. Определитесь с главной целью занятия. Это может быть обучение цветам, формам, ориентации в пространстве, счету, чтению и т.д. Важно понимать, что сказочное занятие — не обычное, в нем переплетаются разнонаправленные виды деятельности, и потому занятие лепкой может быть с элементами счета, а обучение чтению — с физической нагрузкой, но главную цель мы должны представлять себе четко.

2. Выберитегероев и придумайте сюжетную линию. Можно придумать самостоятельно, но, если сложно, воспользуйтесь готовыми сказками. Народное творчество предлагает нам огромный выбор простых и понятных сюжетов. Детки радуются встречам со знакомыми героями и, как правило, охотно помогают им. Причем не обязательно нужно строго придерживаться сюжета, можно его сократить или изменить под нужды занятия.

3. Сохраняйте структуру — начало (знакомство с героями, ввод в ситуацию), завязка (событие, проблема), поиски решения и окончание (решение проблемы). Причем связка «завязка-поиски решения-окончание» может присутствовать в одной сказке несколько раз, но обязательно в конце будет окончание. Четкая структура развивает логическое мышление, умение доводить дело до конца, приучает, что все имеет начало и конец.

4. Нанизайте на структуру задания по выбранной теме.

5. Играйте!

Как обучать малыша ЛЕГКО, ВЕСЕЛО и ПРОСТО. Сказки.

Помните, что отличие сказочного занятия от просто занятия в том, что мы ничего не заставляем делать ребенка, ничего не просим! Мы рассказываем сказку и он может присоединиться, помочь, поиграть вместе. Инициатива всегда должна исходить от ребенка, от его воли! Ведь в конечном итоге мы хотим развить познавательную активность, сохранить интерес и радость познания, а не добиться механического запоминания и воспроизведения информации. Ребенок должен видеть цель своих действий, прикладной результат его труда.

Сказки для самых маленьких должны быть очень короткими, буквально в одно-два действия. Для деток постарше необходим многоуровневый сюжет, с разноплановыми заданиями. Сказки могут быть для обучения чтению, письму, счету, рисованию, знакомство с окружающим миром, давать энциклопедические знания — да все, что захотите! Еще один тип — пластилиновая сказка. Особенно пригодится тем деткам, которые сами лепить никак не хотят.

Сказки по чтению занимают особое место в нашей практике. Слова представляются там как целостные, напитанные смыслом и эмоциями,образы. Это очень отличается от традиционного обучения от буквы-к слогу-к слову, которое нагружает левое полушарие. Маленькие детки правополушарны, и сказки по чтению работают с воображением, а не с логикой. При обучении чтению с помощью сказок мы идем от общего к частному, а не наоборот.

В первый раз сказку взрослый показывает сам, дети подключаются лишь по желанию. В следующие разы постепенно можно доверить малышам весь показ персонажей. С помощью такой игры можно вводить чтение уже с полуторалетнего возраста и это совсем не будет излишней интеллектуальной нагрузкой, а только новым переживанием.

Есть сказки, в которые можно играть в дороге, в очереди, где угодно. Это сказки на пальчиках. В них удобно обучать счету и, конечно же, они прекрасно развивают мелкую моторику. Такие сказки детки часто повторяют с большим удовольствием, чем обычные пальчиковые игры. Придумывать их можно на темы, которые близки и понятны вашему крохе.

Чем смешнее сюжет, чем больше смешных звуков вы издадите и смешных рожиц состроите, тем больший успех ждет ваши сказки.

Нужно учесть, что чем старше будет ребенок, тем большее участие он захочет принимать в создании сказки. Принимайте его предложения, поддерживайте инициативу, какой бы нелепой она не казалась! Ведь это сказка, а в сказке возможно все! Будьте готовы видоизменить сюжет при сохранении структуры, обязательно логически заканчивайте игру. И у вас все получится!

С любовью, Ольга Свистунова
Понравился пост? Поделись с друзьями:

6 комментариев

red
Статья замечательная! Информация для меня не новая, но почему-то я не пользовалась этими знаниями активно. Оля, а можешь привести конкретные примеры? Какие сказки используешь и что своего дополняешь?
kiteno4ek
Да, я уже убедилась в том, что все самое лучшее всегда лежит на поверхности) Конечно, будут сказки-примеры, как раз планирую выложить парочку
tatyankagolovko
а как насчет мам с недоразвитой фантазией? сюжет для двухлетки придумать прост, а так, чтоб понравилось 6-7-летнему ребенку? там уже ого-го как нагородить надо, всем ли это по силам?
kiteno4ek
Всем-всем))) нужно лишь много практики и чуточку вдохновения)) в чем прелесть сказок — они не бывают слишком простые, сказка это всегда волшебство. В этом их коренное отличие от просто развивающих занятий, сказки интересны сами по себе
Milena
Жду продолжения!)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.